World of Tanks (WoT), за белорусское происхождение частенько называемый просто «картошкой» — сессионный онлайн-экшн, в котором разделённые на две команды игроки сражаются друг с другом, управляя различной бронетехникой.
Первый публичный сервер World of Tanks заработал в 2010 г. Несмотря на солидный возраст и конкуренцию со стороны нескольких аналогичных игр, WoT продолжает развиваться и ежедневно собирает миллионы фанатов со всего мира. Причины её популярности очевидны: она официально бесплатна, нетребовательна к мощности компьютера и навыкам игрока, предлагает симпатичную графику и аддитивный расслабляющий геймплей.
«Картофельная» механика в общих чертах
Создав аккаунт и зайдя в WoT, игрок попадает в свой ангар – базу, на которой хранятся все его танки и другие необходимые ресурсы. Из ангара он отправляется в бой, сюда же возвращается после его окончания и здесь приводит технику в порядок перед следующей схваткой.
WoT имеет псевдоисторический сеттинг – то есть, все представленные в ней бронемашины существовали или хотя бы проектировались в реальности. Они разделяются на пять классов: лёгкие, средние и тяжёлые танки, самоходные артустановки и противотанковые самоходки.
Всего в World of Tanks насчитывается более двух сотен различных образцов бронетехники; все они распределены по национальным веткам танкостроения, а внутри веток – на уровни: чем современнее и мощнее, тем выше уровень. На каждом уровне есть по нескольку машин разных классов.
Опыт и серебро выдаются за участие в сражениях. Новичку доступны несколько игровых режимов с разными условиями для сторон. В ангаре он выбирает машину, на которой хочет повоевать, режим, и жмёт кнопку поиска боя. Сервер случайным образом набирает две примерно равные по классам и уровням команды, каждая из пятнадцати игроков, и забрасывает их на случайную карту. Матч длится не более 15 минут; команды дерутся до тех пор, пока одна из них не захватит контрольную точку или не уничтожит всех противников.
Как начать играть?
Втянуться в World of Tanks совершенно не сложно. Для успешного начала, достаточно выполнить несколько простых рекомендаций.
- В самом начале вам предлагается аж 11 национальных веток прокачки, но это не значит, что стоит пользоваться сразу всеми. Наиболее предпочтительными для новичка являются советская, американская и французская школы танкостроения. В советской и американской ветках техника самая разнообразная: даже на низких уровнях есть выбор между «слабыми, но быстрыми» машинами и «помедленнее, но посильнее». «Французы» начальных уровней медлительные, но хорошо бронированные и живучие, а на более высоких уровнях у французов больше интересной экзотики, чем в других школах.
- После того, как вы выбрали 2-3 нации, танки всех остальных веток лучше продать, т.к. ангар не безразмерен, и вмещает лишь ограниченное количество бронемашин. Взамен проданных, приобретите дополнительные машины своих наций: если у вас уже есть «быстрые и слабые», то докупите «медленные и сильные», и наоборот. Это позволит вам освоить разные стили игры.
- Самоходные артустановки, или «арта» на жаргоне, могут стрелять по навесной траектории на большое расстояние. Поэтому, новичку… стоит отложить знакомство с ними на некоторое время. Геймплей на артиллерии кардинально иной, чем танках: большую часть времени вы просто стоите на исходной позиции и обстреливаете «подсвеченные» цели. К этому легко привыкнуть, и это даже может приносить победы и удовольствие, но когда такая «игра» надоест, приучать себя к подвижности будет трудно.
- Хотя и необязательно, но всё же желательно перед боем с живыми соперниками не только пройти тренировочный курс, но и заглянуть на World of Tanks Wiki. Новичку полезно будет почитать о тактических приёмах передвижения на поле сражения, о механике обнаружения противников и эффективной стрельбы, о правилах начисления очков опыта и игрового серебра, а также об игровом жаргоне. О тонкостях игры на конкретных моделях можно узнать в соответствующих темах на официальном форуме проекта.
- Очень важно правильно настроить прицел, т.к. лишние значки будут отвлекать внимание. Достаточно включить индикатор пробиваемости, отображение типа и уровня техники противника, и её шкалу прочности.
- Каждый раз перед стартом можно взять несколько единиц снаряжения, чтобы расходовать его в бою и получать различные бонусы. Снаряжения много видов, различающихся по цене и эффектам, но обязательно иметь при себе нужно 3: малую аптечку, малый ремкомплект и огнетушитель. Без них вы будете очень страдать от вражеских удачных попаданий.
- Итак, вы, наконец-то, вышли в схватку!.. Первое, что нужно усвоить: совершенно НЕ стоит рассчитывать на союзников. В 99% случаев, случайно собранные на одну игровую сессию игроки неспособны ни на какие слаженные действия. Ведите бой в одиночку, сообразно с возможностями своего «стального коня».
- Типичное столкновение условно делится на четыре фазы: «застой», «банзай-атака», «свалка» и «зачистка». В каждой из этих фаз какие-то типы техники имеют преимущество над другими, а это значит, что и ваша тактика должна быть соответствующей.
- В первые минуты противостояния игроки обычно разъезжаются по удобным укрытиям на подступах к своей базе или где-нибудь поближе к центру карты, и затаиваются там – поэтому-то эту фазу схватки и можно назвать «застоем». Дело в том, что машины, которые не обнаружили себя выстрелом или движением, становятся буквально невидимы для противника – следовательно, сидящий в засаде имеет большое преимущество перед атакующим. Поэтому, в фазе застоя имеет смысл проявить терпение и оставаться в каком-либо укрытии максимально долго.
- Застой случается не всегда, и, в любом случае, не вечен: рано или поздно, у кого-нибудь сдают нервы, и он бросается вперёд, увлекая за собой остальных – вот почему второй акт сражения называется «банзай-атакой». Тут ваши действия напрямую зависят от типа вашей машины. Атаковать имеет смысл, если ваша техника немного попрочнее и лучше бронирована, чем у остальных – иначе вас быстро уничтожат. На легкобронированных танках или ПТ-самоходках лучше идти во второй волне атакующих или оставаться в обороне и отстреливать прорвавшихся врагов. Когда вы немного освоитесь в игре, можно начинать пробовать прорваться во вражеский тыл на быстрых танках.
- «Свалка» – сравнительно короткая фаза, в которую обе стороны сходятся в ближнем бою на одном или нескольких участках и наносят друг другу максимальный ущерб; именно после свалки становится ясно, какая команда выигрывает, а какая – наоборот. В этот момент нужно больше всего полагаться на свою наблюдательность, скорострельность орудия и точность огня. Наибольшими преимуществами в свалке обладают средние танки, не самые хлипкие и достаточно быстрые, чтобы «закрутить» соперника – выйти ему во фланг и в спину.
- Кстати, об этом: стрелять в корму эффективнее, чем в бок, а в бок – эффективнее, чем в лоб, где у противника самая толстая броня. Сзади лучше поражать корпус, где находится пожароопасный двигатель, чем башню. Кроме общей шкалы прочности, у машины есть ещё прочность отдельных модулей (гусениц, орудия, приборов наблюдения и т.д.), которые можно выводить из строя точными выстрелами – но слишком большая концентрация на этом отвлекает от контроля общей обстановки, и повышает риск гибели. Из модулей заслуживают внимания только гусеницы (точнее, ведущее и направляющее колеса, самое первое и самое последнее на каждом борту) – разорвав их, можно на некоторое время обездвижить врага. Во всех остальных случаях, лучше всадить на 1-2 снаряда больше, чем корпеть над снайперским выстрелом.
- Добивайте уже «надкусанных» напарниками врагов при каждой возможности. Хоть это и считается «некрасивым», зато хорошо увеличивает счётчик личных результатов.
- После свалки, когда от одной из команд, а то и от обеих, остаётся лишь по нескольку ещё боеспособных единиц, начинается зачистка. Тактика в этой фазе зависит от многих факторов: от режима игры, от количества уцелевших союзников и противников, от типа и состояния вашей машины, и вашего места на карте. Единственный универсальный совет, который пойдёт для финала любого сражения – будьте начеку и постарайтесь нанести максимальный ущерб.
- Если вас сожгли, не спешите покидать матч: будучи зрителем, можно увидеть множество поучительных или просто забавных моментов и немного перевести дух перед новой схваткой.
- Хотя мода на троллинг во время матчей в значительной мере сошла на «нет», иногда всё же можно встретить таких «союзников», которые пришли не воевать, а действовать на нервы игрокам своей команды. Тролли могут преграждать путь, стрелять по своим и другими способами провоцировать вас на ответные действия. Нужно не поддаваться на эти провокации, а не обращать внимания или, в совсем уж нетерпимых случаях, после боя написать на тролля жалобу.
- Иногда разработчики запускают т.н. «специальные события», в ходе которых новичкам на небольшое время предоставляется техника высоких уровней. Играя на ней, важно не увлечься, т.к. большие машины требуют больших расходов, и могут сильно истощить ваши запасы серебра.
- Не стоит играть слишком помногу за раз: чем дольше, тем больше вы устаёте и меньше толку от вашего участия в каждом следующем столкновении, а значит, меньше и удовольствия от процесса. Если у вас в ангаре десять разных машин, отыгрыш на всех подряд уже займёт больше часа. Засев на 2 и более часов подряд, вы не только набиваете себе оскомину, но и вредите здоровью глаз и кистей рук.
Главное – не напрягаться
По сравнению с другими онлайн-экшенами, WoT – достаточно простое и неторопливое, совершенно не «потное» развлечение. Список рекомендаций выше может показаться довольно внушительным, но это только на первый взгляд: большая часть советов из него быстро усваивается, а некоторые, и вовсе, выполняются единожды. Игрокам других «сессионок» приходится осваивать десятки разнообразных приёмов и специально оттачивать реакцию просто для того, чтобы для них игра не сводилась к постоянному умиранию от рук более опытных противников.
Таким образом, мы снова приходим к тому, с чего начали: World of Tanks – игра с расслабляющим геймплеем, и именно для снятия напряжения её и можно рекомендовать.