Игра Hearts of Iron IV — советы и рекомендации


Hearts of Iron IV – глобальная стратегия в сеттинге Второй мировой войны. Игрок может возглавить любое из реально существовавших в то время государств, управлять его экономической, политической и военной сферами деятельности, и привести к глобальному доминированию. Помимо одиночного режима, игра предлагает также кооперативную игру против компьютера и соревновательный мультиплеер, в которых могут сражаться до 32 игроков.

Игра Hearts of Iron IV

Мировая дивергенция

Хотя HoI-IV и основывается на реальных исторических событиях, в ней нет какой-либо сюжетной кампании. Пользователь выбирает государство и условную дату начала игры: 01 января 1936 г. или 16 сентября 1939 г. В зависимости от этих параметров, решений игрока и некоторого элемента случайности, события сессии могут уйти очень далеко в плоскость альтернативной истории. В некоторых случаях, в эту последовательность могут попадать и «реальные» события (например, советско-германский пакт о ненападении и т.п.)

Игровая карта воспроизводит земной шар. Суша условно разделена на регионы, а регионы – на провинции. Государства могут приобретать или утрачивать контроль над территориями. Океан и воздушное пространство также поделены на области.

В HoI-IV используется комплексная политэкономическая модель. Предел возможностей государства зависит не только от площади и количества заводов на ней, но и господствующей идеологии, экономической концепции, лояльности населения и дипломатического положения. Среди прочих, выделяется ряд великих держав или «мажоров» (СССР, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония), обладающих более широкими возможностями.

Военные действия тоже симулируются по сложным правилам. На суше война ведётся посредством дивизий, состоящих из батальонов различного типа (пехотных, танковых и т.д); дивизии, в свою очередь, объединяются в армии, над армиями можно назначать командующих. Аналогичным образом формируются флоты. Сила войск зависит не только от их численности, но и от степени укомплектованности, совершенства техники, снабжения. Хотя армиями и флотами можно управлять напрямую, в основном войны ведутся по планам, которые игрок составляет, а исполняются они компьютером в автоматическом режиме.

В игре Hearts of Iron IV

Тяжёлые усы вождя

Игромеханика HoI-IV достаточно сложна для освоения. Начинающим игрокам нужно иметь в виду ряд вещей:

  • Для начала, следует разобраться, как работает экономика, политика и дипломатия. Лучше всего для этого поиграть за Швецию или Швейцарию, которые обладают достаточно развитой промышленностью, находятся в гуще событий, но при этом имеют хорошие шансы избежать втягивания в мировую войну. Механику военных действий стоит осваивать в игре за США: вы будете почти гарантированно защищены от наземного вторжения противника, а мощи вашей экономики хватит на содержание одновременно и флота, и армии, и ВВС.
  • Начало игры за любую страну в 1936 г. даёт гораздо больше возможностей «переписать историю», чем в 1939 г.
  • Важнейшим инструментом управления государством является древо фокусов, своего рода «национальных проектов». Оно представляет собой раскладку возможных путей политического, экономического и военного развития. Великие и некоторые малые державы (например, Чехословакия) имеют уникальные древа фокусов, тогда как у большинства малых наций оно стандартное. Выбор национального фокуса имеет основополагающее значение для той или иной отрасли, и изменить его нельзя, а некоторые решения могут отсекать целые ветки альтернативных возможностей. Поэтому, прежде всего нужно изучить всё древо целиком, выбрать, какую линию развития вы хотите пройти на этот раз, и только после этого выбирать соответствующие фокусы.
  • Одно решение из древа фокусов выполняется около 70 игровых дней, т.е. за игровой год можно успеть завершить не более 5 фокусов. Важно не забывать об этом, планируя свою политику.
  • На выполнение фокусов и некоторые другие политические действия (назначение государственных советников, выбор экономического закона и т.д.) расходуется особый ресурс – очки политического влияния. Их запас ежедневно восполняется, но если метаться от одного политического решения к другому, то можно в критический момент оказаться без нужного количества очков. Расходовать политическое влияние стоит бережно, а чтобы увеличить его прирост, нужно при первой возможности назначить политического советника с соответствующим бонусом.
  • Всего можно назначить до 3 политических и до 6 научно-промышленных советников, а также главнокомандующих армии, флота и ВВС. Для этих ролей доступны разные персонажи, с различными бонусами для разных отраслей, а иногда и с отрицательным влиянием. Выбирать нужно тех, чьи качества больше всего соответствуют вашему плану развития государства.
  • Важным аспектом игры является исследование новых технологий, которые увеличивают эффективность как экономики, так и военной техники. Направления исследований собраны в несколько древ (бронетехника, авиация, инженерия и т.д.); а каждая нация имеет определённое количество слотов исследований (2-4) для одновременной разработки нескольких проектов. Одна технология исследуется какое-то количество дней, дополнительных трат ресурсов на это не требуется. Ускорить разработки в каких-то областях можно с помощью советников, а вот увеличить количество слотов – только с помощью национальных фокусов, и лучше сделать это как можно раньше.
  • Старайтесь использовать свою науку рационально. На начальных этапах лучше сконцентрироваться на индустриальных и инженерных разработках, которые придадут ускорение вашей экономике, а к военным технологиям переходить уже во время войны. Сухопутным государствам нет смысла вкладывать много в развитие флота. Теоретически, игра позволяет получить некоторые технологии раньше, чем они были внедрены в реальности (например, реактивные самолёты в 1943 г., а не в 1945 г.), но такие исследования требуют непропорционального сосредоточения усилий, а выигрыш от них может оказаться не очень-то велик.
  • Создавая свою экономическую программу, важно помнить, что у каждого региона есть лимит на количество объектов, которые могут быть размещены в нём, и в какой-то момент это ограничение может остановить развитие экономики. То же относится и количеству природных ресурсов, которые регион может дать. Увеличивать оба лимита можно с помощью улучшения инфраструктуры, а также выполнения некоторых фокусов и исследований.
  • Важнейшим элементом экономики в HoI-IV являются гражданские фабрики: они дают прирост очков производительности, которые расходуются на строительство всех остальных объектов и международную торговлю. Чем их больше, тем лучше, поэтому в начале игры нужно строить как можно больше гражданских фабрик.
  • Военные заводы, очевидно, производят пехотное оружие и боевую технику. Они критически важны в военное время – однако, это не значит, что нужно потратить все очки производительности на их строительство. Дело в том, что военные заводы занимают место в регионах, которое можно было бы отдать под гражданские фабрики. Поэтому, гораздо выгоднее конвертировать гражданские фабрики в военные по мере необходимости – это занимает некоторое время, но зато дешевле.
  • Запасы нефти крайне важны для войны, т.к. на произведённом из нефти топливе работает вся военная техника; поэтому, строительство нефтехранилищ необходимо. А вот вкладываться в постройку заводов синтетического горючего имеет смысл, только если у вас нет союзников, у которых можно купить нефть, или связи с ними нарушены, т.к. синтетическое горючее обходится дороже обычного. И нефтехранилища, и заводы синтетического горючего занимают место в регионах.
  • Корабли всех типов строятся на верфях, которые имеют свой собственный уровень производительности, независимый от фабрик. Верфи занимают свободное пространство региона. Помните: абсолютно всем странам нужны только торговые корабли, тогда как потребность в военных у разных государств сильно различается. США и островным государствам, таким как Япония, нужен полноценный флот из кораблей всех классов. Сухопутным государствам достаточно подлодок для борьбы с вражескими конвоями и эсминцев для защиты своих.
  • Нужно иметь в виду, что строительство сухопутных войск – сложное и протяжённое во времени дело. Дивизии не материализуются из воздуха, а формируются по имеющимся шаблонам в течение некоторого количества дней. Для формирования дивизии необходимо достаточное количество призывников, которые берутся в процентах от всего населения, и вооружения. С помощью различных приёмов можно сократить время формирования дивизий (иногда ценой ухудшения их боевых качеств), но, чтобы уменьшить потребность в людях и технике, нужно изменить шаблон дивизии. Поэтому важно иметь наготове как шаблоны полнокровных дивизий, так и «урезанных» на всякий случай.
  • Для создания новых шаблонов дивизий и новых вариантов боевой техники на базе существующей, используются очки военного опыта. Они, в свою очередь, генерируются в ходе боевых действий, или во время учений дивизий, флотов и эскадрилий. В мирное время нужно стараться провести через учения как можно большее количество своих войск – это увеличит как характеристики отдельных дивизий, так и вашу военную мощь в целом. Но нужно иметь в виду, что в ходе учений вооружение и техника дивизий изнашивается.
  • Не забывайте, что любое внешнеполитическое действие, как мирное, так и агрессивное, требует расхода политического влияния и занимает некоторое время. Например, нельзя напасть на кого-либо в произвольный момент времени – сначала необходимо сформулировать цель войны: это специальное действие, подобное исследованию или фокусу, на которое может уйти до нескольких игровых месяцев. Пока формулируется цель, нужно сосредоточить на границе с противником войска, объединить их в группы и составить боевой план. Хотя игрок назначает линии фронтов и направления наступлений вручную, на последующую «проработку» плана тоже расходуется время; в качестве награды за это, войска игрока получают бонусы к своей ударной силе. Когда цель войны сформулирована, а боевой план проработан – можно нападать, но учитывайте, что на это могут отреагировать и третьи страны, даже если они не связаны договорами с вашей жертвой.

Карта в игре Hearts of Iron IV

И целого мира мало?

Hearts of Iron IV – это, пожалуй, одна из лучших игр в своём жанре. Она весьма аутентично воспроизводит суть процесс управления государством и армией в военное время, и при этом не скатывается в «симулятор бухгалтера». Хороша HoI-IV и по реиграбельности: благодаря механике национальных фокусов, даже играя за одно и то же государство, можно получать совершенно разные ситуации.

С другой стороны, это весьма сложная, медлительная и не особо зрелищная игра. На овладение тонкостями её механик уйдёт немало времени и нервов, особенно у новичков. Графика в игре практически рудиментарная, поэтому бои сложно назвать эффектными.

Фанатов быстрых стратегий в реальном времени HoI-IV вряд ли заинтересует. А вот ветеранам жанра глобальных стратегий и любителям истории знакомство с ней настоятельно рекомендуется.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *