Эффективность любой деятельности напрямую связана с эффективностью руководства этой деятельностью. В этом заключается высокий статус, но и большая ответственность людей, принимаемых на руководящие должности. Особого внимания заслуживают специалисты, которые только начинают карьерный путь в роли начальника. С одной стороны – это определенный риск для компании. Но с другой – неизбежная необходимость, если нужен свежий взгляд, свежие идеи, оригинальные подходы к решению как типовых, так и неординарных задач.
Общие сведения о начале руководящей деятельности
Подходов и стилей управленческой деятельности существует множество, но ее успешное начало должно основываться на ситуации, при которой человек возглавил коллектив. Всего таких ситуаций может быть 3:
- Новый руководитель сам набирает себе коллектив. Это самый простой с точки зрения становления руководителя вариант. Каждый пришедший работник, попадая в коллектив, автоматически принимает и соглашается со статусом и авторитетом своего руководителя.
- Выдвижение на руководящую должность одного из представителей сформированного и устоявшегося коллектива. В этом случае бывшие коллеги, с которыми раньше можно было побурчать на начальника, сами становятся подчиненными своего бывшего соратника. При таком варианте ранее существовавшие межличностные связи видоизменяются, и большим плюсом будет осознание этого факта всеми представителями коллектива.
- Наконец, самый сложный вариант для становления руководителя – это приход человека «со стороны» в статусе «начальника» в устоявшийся коллектив. Считается, что в подобной ситуации «чужак» должен обладать достаточным опытом и навыками руководящей деятельности. Новичок при таких обстоятельствах рискует совершить ряд ошибок, и эффективность деятельности коллектива будет низкой.
Советы, которые помогут не ошибиться первых этапах руководства
В какой бы из перечисленных ситуаций не оказался начинающий руководитель, существует несколько общих советов, которые обязательно помогут избежать фатальных ошибок и получить первый бесценный опыт в новом статусе:
- Не стоит откровенно демонстрировать превосходство над подчиненными. Быть умнее и грамотнее всех невозможно по определению. Основная задача – организовать работу компетентных специалистов.
- Выполнять работу за подчиненных контрпродуктивно, даже если компетенция позволяет это сделать в разы лучше. Необходимо добиться совершенствования навыков работника в качественном выполнении поставленной задачи.
- Рекомендуется поддерживать с работниками исключительно деловые отношения. Перевод связей в личную плоскость чреват утратой авторитета. В исключительных случаях дружеские отношения возможны, но при условии, что руководитель все равно будет играть роль лидера.
- Не следует позволять начальникам других параллельных структурных подразделений ставить задачи и открыто критиковать сотрудников возглавляемого отдела. Стоит организовать, чтобы все вопросы решались через непосредственного руководителя.
- Подвергать сотрудника критике при других коллегах можно только в крайних исключительных случаях. Хвалить же наоборот, желательно прилюдно.
- Нельзя требовать в коллективе соблюдения каких-либо правил, которые не распространяются на руководителя.
- Сплоченный коллектив более эффективно решает задачи. Лучший способ добиться этого – создать доверительную атмосферу. Интриги рано или поздно развалят команду, а работники вместо выполнения прямых обязанностей будут всецело погружены в междоусобицы.
- На начальном этапе руководящей деятельности особое внимание следует уделить правильному выявлению и работе с негласными лидерами. Грамотный подход в этом вопросе значительно повысит авторитет и управляемость командой.
- Регулярная организация неформального общения способствует лучшему пониманию особенностей характера, увлечений и проблем подчиненных. В последующем это можно использовать для максимально эффективного воздействия на работников.
- Хороший результат дает внедрение системы материальной и моральной мотивации. Главное, чтобы правила были справедливыми и применялись одинаково по отношению ко всем.
- Полезным будет изучить личные дела каждого члена команды. Уровень и качество полученного образования, опыт трудовой деятельности до прихода в компанию. В совокупности с личными и деловыми качествами это поможет правильно выбирать исполнителей для задач разного профиля.
- Следует обращать пристальное внимание на признаки профессионального выгорания у сотрудников. Своевременное получение тревожного сигнала позволит вовремя скорректировать направление его деятельности и придаст новый интерес и стимул к работе.
- Чуткость и помощь в решении личных, бытовых. Формирование «чувства локтя» в коллективе.
- Умение говорить «нет» не менее важно, чем взаимопомощь. Причем само умение заключается в том, чтобы отказать таким образом, чтобы не вызвать негатив и обиду в ответ.
- Хороший руководитель должен брать на себя ответственность за недостатки в работе сотрудников подразделения, не перекладывая ее на конкретного исполнителя.
- Выявление проблемы не является самоцелью, а служит лишь средством для понимания причин ее возникновения.
Выводы
Приведенные советы и рекомендации начинающим начальникам далеко не исчерпывающие. Как не существует 2 одинаковых людей, так и не бывает 2 полностью идентичных ситуаций. Работа с людьми, а тем более эффективное управление людьми является одним из самых сложных видов деятельности. Алгоритмов здесь быть не может. Поэтому главное – анализировать каждую ошибку и извлекать из нее пользу в виде опыта. А саморазвитие и самосовершенствование актуально не только для начинающих, но и для руководителей со стажем.
Принятие во внимание описанных советов и рекомендаций в совокупности с разумом и здравым смыслом, поможет сформировать эффективную команду единомышленников, способную на решение любых задач и успешный поиск выхода из любой ситуации.