Большинство моделей современных автомобилей оснащаются автоматической коробкой передач. Она несколько проще в управлении, нежели механический аналог. Механика уже считается прерогативой профессиональных водителей с большим опытом, предпочитающих полный контроль над автомобилем. Управлять автомобилем на автомате проще и удобнее чем на МКПП, однако и здесь есть свои нюансы, которые особенно важно учитывать водителям без опыта.
Особенности автомобилей с АКПП
В управлении машиной с автоматической коробкой есть несколько тонкостей. Многие водители даже с большим опытом вождения на МКПП испытывают трудности с переходом на АКПП. К автоматической коробке передач нужно адаптироваться и привыкнуть.
Прежде всего ТС с АКПП отличается наличием только двух педалей: правая – газ, левая – тормоз. Характерной для механики педали сцепления в таких машинах нет. Функцию сцепления выполняет сама коробка за счёт наличия автоматизированных механизмов.
Рычаг коробки отличается по конструкции и принципу работы. В МКПП водителю нужно самостоятельно переключать передачи. На автомате это делает сама коробка, без участия водителя. Также КПП может иметь дополнительные опции, такие как спортивный режим (S), предполагающий более быстрый разгон. Для парковки также имеется специальный режим – P. Большинство моделей коробок позволяют также вручную повышать и понижать передачи, но не традиционным образом путём смены положения рычага, а кнопками «+» и «-».
Задний ход на АКПП включается при переключении в режим R. Для стандартного движения нужно включать режим D (drive). В зависимости от модели также могут быть некоторые дополнительные функции.
Рекомендации по вождению авто с АКПП
Водить машину на автомате достаточно просто, если соблюдать несколько несложных советов:
- Перед началом движения следует обеспечить удобное положение в водительском кресле. Важно проверить регулировку зеркал, чтобы удостовериться в полноценном обзоре вокруг авто. Это базовое правило для авто с любым типом КПП.
- Заводить двигатель необходимо только в режиме парковки (положение P на коробке передач).
- Чтобы начать движение, следует перевести АКПП в режим драйв (положение D). Транспортное средство начнёт постепенно разгоняться после нажатия на газ.
- В зимнее время не следует сразу интенсивно разгоняться. Двигатель и коробка должны прогреться для перехода в оптимальный режим работы. Первые несколько километров желательно проехать на скорости не выше 45 км/ч. В противном случае возможно не только снижение мощности двигателя, но и ускоренный износ коробки.
- Начинать движение следует исключительно после того, как водитель удостоверился, что передача полностью и правильно включена (коробка переведена в режим D или R). Не следует газовать в режиме паркинга, чтобы предотвратить ускоренный износ мотора и трансмиссии.
- Если в процессе движения нужно совершить краткосрочную остановку, к примеру, на светофоре, нет необходимости в переключении КПП в режим N (нейтральная передача).
- При движении в сложных условиях (к примеру, в грязи), если машина начала буксовать, не нужно чрезмерно сильно нажимать на газ. В такой ситуации логичнее будет включить пониженную передачу с помощью кнопки «-», чтобы помочь коробке правильнее отреагировать на условия движения.
- Следует всегда обращать внимание на показатели датчиков и индикаторов. Например, если включён ручной тормоз, будет светиться соответствующий индикатор. Начинать движение на ручнике нельзя, это чревато поломкой ходовой части.
- Чтобы автомобиль не начал движение сразу после запуска двигателя, если ошибочно был включён неправильный режим, следует предварительно зажать педаль тормоза. Это особенно важно на светофорах, в пробках и при начале движения в городе, когда есть риск столкновения.
- Для продления срока службы АКПП необходимо регулярно менять масло. Оно обеспечивает смазку деталей для снижения силы трения и износа. Желательно производить замену в авторизованных производителем автомастерских.
- Не рекомендуется без особой необходимости включать нейтральную передачу, это может ускорить износ коробки.
- АКПП сравнительно с МКПП плохо подходит для бездорожья. На пересечённой местности необходим полный контроль над автомобилем, для чего требуется механическая коробка. Также машину с автоматом не рекомендуется эксплуатировать с прицепами, особенно большого веса.
Выводы, стоит ли выбирать автомат
Автоматическая коробка передач – более современный и технологичный узел авто в отличие от классической механики. Особенно хорошо АКПП подходит для начинающих водителей, не имеющих опыта управления МКПП. Для городского режима вождения на данный момент такую КПП можно считать оптимальной, поскольку она обеспечивает максимальный комфорт и удобство для водителя.
Даже без большого опыта у водителя не возникнет сложностей в процессе движения, если соблюдать основные рекомендации и правила эксплуатации автомобилей с автоматом. АКПП позволяет полностью сосредоточиться на дороге, не отвлекаясь на переключение передач. Все производители постоянно дорабатывают и совершенствуют свои модели автоматов, делая их более функциональными, простыми и надёжными в эксплуатации.
Для обычных условий эксплуатации рекомендуется именно АКПП, в силу простоты в управлении. Но, следует учитывать, что в случае поломки ремонт автомата обойдётся дороже. Чтобы избежать преждевременного появления неисправностей коробки передач, следует производить своевременное обслуживание и соблюдать правила эксплуатации.