Работа дальнобойщиком не только физически сложная, но и связана с рядом рисков. Поездка на дальнее расстояние, даже на собственном автомобиле, всегда является опасным мероприятием. Дальнобойщики рискуют ещё сильнее. В дороге может случиться авария, дальнобойщиков часто грабят, угоняют их транспортные средства. Последние обычно находятся на балансе компании-работодателя, поэтому водитель рискует как здоровьем, так и финансами.
С какими рисками может столкнуться дальнобойщик?
Водители грузовиков сталкиваются со следующими рисками в своей трудовой деятельности:
- Проблемы со здоровьем из-за сидячего образа жизни.
- Психологическая и физическая усталость при частых поездках на дальние расстояния, постоянный стресс.
- Возможность поломки автомобиля. Не все неисправности можно устранить самостоятельно. Это может продлить длительность рейса.
- Опасности в пути: аварии, нападения, кража грузов и т. д.
- Фактически нет карьерного роста. В силу особенностей профессии единственный вариант роста – открытие собственной транспортной компании.
- Высокая ответственность за транспортируемые товары. Зачастую в случае повреждения, утери или кражи груза, дальнобойщику приходится полностью или частично компенсировать убытки.
- Плохие бытовые условия. Спать нередко приходится прямо в автомобиле. Готовить и употреблять пищу также часто нужно в кабине, поскольку стоимость обедов в придорожных кафе зачастую достаточно высокая.
- Риск обмана работодателем или заказчиком.
- Постоянные поборы со стороны сотрудников ГИБДД,
- Недостаток сна из-за необходимости строгого следования графику, чтобы избежать убытков.
Полезные рекомендации
Чтобы избежать неприятных ситуаций, начинающему дальнобойщику необходимо следовать таким советам от опытных водителей:
- Внимательно изучайте маршрут рейса. С собой всегда нужно иметь карты дорог страны или нужных регионов. Не стоит полагаться на электронные карты, гаджеты имеют свойство ломаться, поэтому нужно иметь и традиционный бумажный аналог.
- Перед выездом тщательно проверяйте техническое состояние грузовика, даже если маршрут небольшой. Нужно обязательно проверить исправность освещения, давление в колёсах, уровни масла, охлаждающей и тормозной жидкостей. Если расстояние превышает тысячу километров, крайне желательно обратиться в сервисный центр для проведения ТО.
- Заранее определите места, где можно будет заправиться, переночевать и перекусить.
- Изучите точки съездов с автобанов и переходов между магистралями. На указателе может быть указан не требующийся водителю, а ближайший населённый пункт, что может привести к путанице.
- Пользуйтесь рацией. У дальнобойщиков имеются свои радиоволны, по которым они обмениваются важной информацией о ситуации на дороге. Это позволит заранее знать о пробках, ДТП, ремонтных работах и т. п., чтобы своевременно скорректировать маршрут.
- Берите в дорогу запасной телефон и дополнительную SIM карту. Если основной телефон сломается, запасной поможет остаться на связи.
- Возьмите минимальный набор запасных частей и расходных материалов для автомобиля: 2 запаски, домкрат, ремень ГРМ, свечи, стартовый провод, масло, омыватель, тормозная жидкость, антифриз.
- Перед выездом подготовьте полный перечень предохранителей и ламп, использующихся в транспортном средстве, чтобы при необходимости приобрести в пути подходящую замену.
- Не берите с собой много наличных средств в целях безопасности. Лучше держать деньги на карте. Но, немного налички нужно иметь, чтобы расплачиваться в местах, где нет терминалов.
- Никогда не оставляйте документы на груз и автомобиль в кабине. Они всегда должны быть при вас. Для хранения лучше использовать водонепроницаемую папку. Желательно сделать скан-копии документов, и сохранить их на карту памяти.
- Купите пакеты для мусора. Пригодятся для хранения грязной одежды.
- Не храните пульт сигнализации и ключ зажигания вместе. Одну связку ключей гораздо проще украсть.
- Тщательнее вымывайте стёкла, если выезжаете в ночь.
- Включайте дальний свет до наступления полной темноты. Это снизит риск возникновения аварийных ситуаций. Но, своевременно переключайтесь на ближний свет, чтобы не слепить водителей, движущихся по встречной полосе.
- Если сильно хочется спать, стоит остановиться в ближайшем безопасном месте. При езде в сонливом состоянии часто случаются аварии. Но, в чистом поле останавливаться необязательно. Лучше поспать недалеко от поста ГИБДД.
- Снижайте скорость ночью перед поворотами, особенно если движетесь по незнакомой дороге.
- Установите в машине видеорегистратор. Он позволит зафиксировать дорожное происшествие и доказать правоту в случае дальнейших разбирательств.
- Никогда не берите незнакомых попутчиков. Злоумышленники часто притворяются попутчиками, чтобы совершить угон или ограбление.
- Не ешьте много на стоянках. Переедание может привести к сонливости. Лучше останавливаться для приёма пищи чаще, но есть небольшими порциями.
- Чтобы не запачкать кабину, храните продукты и бутылки с водой в прочных полиэтиленовых пакетах с замком.
- Проверьте аптечку перед выездом. В ней должен быть как минимум минимальный набор медикаментов, предусмотренный ПДД. Возьмите препараты, необходимые в вашем индивидуальном случае. Проверьте срок годности всех медикаментов.
Выводы
Профессия водителя дальнобойщика достаточно опасная. В дороге могут произойти разные неприятные ситуации. Поэтому важно грамотно подготовиться к рейсу, особенно если вы начинающий водитель. Прежде всего необходимо правильно проработать маршрут, и подсчитать расход топлива. По возможности стоит проконсультироваться у коллег, которые уже ездили по этому маршруту. Они могут посоветовать хорошие места для ночлега и обеда.
Садиться за руль нужно только после того, как полностью удостоверились в исправности автомобиля и вспомогательной техники. Обращайте внимание на состояние здоровья. При плохом самочувствии лучше отложить или вовсе отказаться от рейса. Дальнобойщик постоянно находится в сидячем положении, поэтому подвержен риску возникновения сердечных заболеваний.
В дороге нужно быть внимательным, следить за состоянием автомобиля, окружающей обстановкой и собственным самочувствием. Действуя взвешенно и внимательно, даже дальнобойщик без опыта сможет избежать большинства рисков.