Многие начинающие водители предпочитают приобретать первый опыт в вождении на механической коробке передач. Несмотря на то, что МКПП сложнее в управлении чем автоматическая коробка, она даёт больше полезного опыта и навыков. Учиться водить на МКПП достаточно сложно. Но, с опытом водитель привыкает и использует такую коробку интуитивно. Более того, многие опытные водители предпочитают именно МКПП за счёт большей гибкости в управлении.
Особенности и преимущества МКПП
Механическая КПП предполагает ручное переключение скоростей водителем с помощью рычага. В отличие от АКПП в процессе переключения передач нужно зажимать педаль сцепления. В автомобилях с автоматической КПП такая педаль вовсе отсутствует. Сложность управления заключается в том, что помимо дороги водитель должен обращать внимание на педали и рычаг КПП. Но, с навыком управление такой коробкой переходит на уровень автоматизма.
МКПП, как правило, имеет 5 скоростных, 1 нейтральную и 1 заднюю передачу. Они выполняют следующие функции:
- Нейтральная. В данном положении крутящий момент не передаётся на колёса транспортного средства. Предназначена для длительной стоянки при запущенном моторе.
- Первая. Используется для начала движения. Обычно разгоняться можно не более чем до 20 км/ч. Также подходит для маневрирования в узком пространстве, вхождения в повороты и подъёма на высокие участки. На этой передаче самый большой расход топлива.
- Вторая. Является промежуточной между первой и 3-5 передачами. Опытные водители включают её для выполнения манёвров на низких скоростях.
- 3-5 передачи. Предназначены для разгона авто до требующейся скорости. Чем выше передача, тем быстрее движется автомобиль.
- Задняя. Используется для езды задним ходом, разворотов и парковки.
Рекомендации водителям новичкам
Для комфортной езды на МКПП учитывайте такие советы и тонкости:
- Положение передач указано на рукоятке, для удобства их следует просто запомнить наизусть. Помня положения КПП, вы не будете отвлекаться на рукоятку в процессе движения.
- В процессе переключения старайтесь выжимать педаль сцепления до пола. Это предотвратит износ трансмиссии. Если недожать педаль, раздастся характерный скрежет и хруст, что чревато ускоренным износом коробки шестерней и других деталей коробки.
- Больше практикуйтесь для интуитивного переключения. Не волнуйтесь, если на первых порах не всегда будет получаться включить нужную передачу. Чем больше опыта, тем быстрее и плавнее вы будете переключаться.
- Ориентируйтесь на обороты мотора, чтобы определять оптимальный момент переключения. Если на низких оборотах авто не набирает разгон, включите пониженную передачу. На высоких оборотах включайте повышенную передачу, чтобы снять нагрузку с коробки.
- На начальном этапе ориентируйтесь на тахометр, отображающий обороты двигателя. Со временем вы начнёте ориентироваться по звуку мотора. В большинстве случаев оптимально переключаться, когда обороты достигают 3000 об./мин.
- Для правильного переключения также ориентируйтесь на показания спидометра. В большинстве случаев переключаются каждые 20-25 км/ч. Но, это зависит от характеристик машины. На транспортных средствах с мощными двигателями данный показатель может быть гораздо выше.
- Прежде чем завести двигатель обязательно выжмите педаль сцепления и включите нейтральную передачу.
- Перед началом движения прогрейте мотор до рабочей температуры. Зимой в процессе прогрева следует оставлять педаль сцепления в нажатом положении, чтобы быстрее прогревалось масло.
- Не запускайте двигатель с включённой передачей. Машина может неожиданно тронуться, что чревато аварией.
- Левая нога должна находиться на педали сцепления, правой управляются педали газа и тормоза. Многие новички «путают педали», что порой приводит к аварийным ситуациям.
- Всегда отпускайте педаль сцепления плавно, когда включили передачу. В противном случае вы будете ощущать рывки, а мотор может заглохнуть.
- Многие опытные водители отпускают педаль сцепления быстро, особенно в активном трафике. Не стоит расстраиваться, если это не выходит у вас на начальных этапах. С опытом вы наверняка научитесь так водить, на первых порах лучше соблюдать осторожность, чтобы избежать ДТП.
- При торможении медленно отпускайте сцепление, понижая передачи. Так вы избежите повышенных оборотов. Прежде чем полностью остановиться, повторно нажмите на педаль сцепления.
- Не следует включать первую передачу в качестве понижающей при торможении.
- Задний ход можно активировать только после полной остановки машины.
- Если трогаетесь в гору, сначала включите ручник и нейтральную передачу, затем плавно отпускайте ручной тормоз и выжмите сцепление, включите 1-ю скорость и трогайтесь, добавив газа.
- Припарковавшись и заглушив мотор, включите первую передачу и стояночный тормоз. Машина гарантировано не скатится с места.
Выводы
Многие опытные водители предпочитают именно механическую коробку. Она даёт максимальный контроль над автомобилем. Но, новичку обычно сложно справиться с такой КПП. Чтобы научиться правильно управлять автомобилем, требуется практика. Прежде всего важно чётко запомнить положение всех передач, особенно нейтральной и заднего хода. В процессе движения водитель не должен отвлекаться на переключатель, поэтому знание положения скоростей является одним из ключевых факторов.
Осваивая вождение авто на МКПП, учтите такие основные нюансы:
- Переключайте авто на повышенную передачу только после достижения 3000 об./мин. В противном случае двигатель может заглохнуть. С опытом вы научитесь переключаться по звуку автомобиля, что позволит не отвлекаться на приборную панель.
- Включайте нижнюю передачу, если автомобиль не разгоняется. Если обороты наоборот более высокие, включайте повышенную скорость, чтобы избежать перегрева двигателя.
- Чтобы заглушить автомобиль, включите пониженную передачу, а затем выжмите педаль тормоза.
- На парковке пользуйтесь стояночным тормозам. Также важно включать первую передачу.
Механическая КПП считается более надёжной, нежели автоматическая, но сложнее в управлении. При неправильной эксплуатации коробка может быстро выйти из строя, поэтому желательно предварительно пройти курсы вождения. Самое важное для новичка – практика. Но, на самых ранних этапах следует тренироваться на специальных трассах и автодромах, предназначенных для обучения вождению, чтобы не стать причиной ДТП.