При наличии непогашенного долга кредитор, по условиям договора, предусматривающего уступку требований, может передать обязательства коллекторскому агентству. В таком случае должнику не избежать общения с коллекторами, деятельность которых, в сущности, заключается в «выбивании долгов» с нерадивых заемщиков. Известны случаи, когда коллекторы довольно жестко обращались с неплательщиками, угрожая им или их близким, вплоть до применения физического насилия. Чтобы избежать неприятностей, причиненных сотрудниками коллекторских агентств, следует знать, как правильно с ними общаться.
Особенности деятельности коллекторов
Все коллекторские агентства подчиняются закону от 03.07.2016 №230-ФЗ. Условия этого акта устанавливают строгие меры по отношению к взыскателям долгов, от лица или по поручению которых выполняют свои обязанности коллекторские службы.
Общаясь с клиентами, которые задолжали банку или МФО, коллекторы обязаны вести себя корректно, вежливо и соблюдать требования законодательства. Но не все взыскатели придерживаются такого регламента. Случаи, когда коллекторы буквально «выбивают» долги из граждан, применяя психологическое и даже физическое насилие, по-прежнему имеют место быть. Конечно, такие действия с их стороны нельзя оправдать, но зачастую сами должники провоцируют взыскателей на грубость, неадекватное поведение и иные, крайние меры. Этого можно избежать, если действовать по закону и знать основные правила общения с взыскателями.
Как правильно общаться с коллекторами: ТОП-15 советов
Не все взыскатели ведут себя грубо и стремятся нарушить закон. Многие рады, когда должники идут на встречу, адекватно воспринимая их требования. Чтобы общение с ними было максимально продуктивным с обеих сторон, рекомендуется придерживаться следующих правил:
- Общаться вежливо и корректно, даже если собеседник явно ведет себя неадекватно. Не следует опускаться до ответной грубости, чтобы ненароком не перейти к оскорблениям.
- Вежливо спросить ФИО и должность сотрудника, который позвонил по поручению коллекторского агентства. Работник обязан представиться и назвать свою должность.
- При любом контакте стараться узнать, от чьего имени или по поручению какой компании (банка-кредитора) взыскатель осуществляет свою деятельность. Взыскатели могут работать на агентство или банк, поэтому здесь следует уточнить, кто руководит их действиями.
- Всегда просить коллекторов разъяснить цель звонка (визита). Представитель агентства должен быть в курсе, какой долг вы не погасили (основная сумма и проценты), и какие именно требования должны выполнить перед МФО/ банком или же самой фирмой.
- Требовать контактные данные для связи. Коллекторы обязаны предоставлять обратную связь для того, чтобы плательщик мог уточнить детали возврата долга или иные вопросы.
- Не общаться с взыскателями в спешке, если кто-то отвлекает, плохая связь или есть другие неблагоприятные общению факторы. Иначе есть риск пропустить важные детали диалога, либо по ошибке согласиться на незаконные требования.
- Не передавать данные других лиц. По закону, коллекторы не могут названивать друзьям или родственникам должника, пытаясь через них воздействовать на неплательщика. Поэтому передача контактов других граждан (за исключением официального представителя) незаконна.
- Не соглашаться на условия, противоречащие договору или законодательству РФ. «Выбивальщики долгов» часто манипулируют гражданами, заставляя их совершать необдуманные поступки, чтобы как можно скорее избавиться от бремени должника. Зачастую это приводит к нарушениям со стороны самого плательщика.
- Не подписывать предоставленные представителями коллекторских агентств бумаги без предварительного согласования и ознакомления. Под видом нового графика платежей коллекторы могут «подсунуть» новый кредитный договор с «драконовскими» ставками по кредиту, что еще больше усугубит финансовое положение.
- Фиксировать любые угрозы и нарушения, осуществляемые коллекторами. Если долг буквально «выбивают» путем шантажа, угроз или применения насилия, рекомендуется любым доступным способом (фото, видео, аудио и т.д.) зафиксировать сведения о подобных правонарушениях.
- Требовать с взыскателей соблюдения закона. Если коллектор «забывает» о том, что нужно звонить не чаще двух раз в неделю, следует намекнуть о знании своих прав.
- Не сбрасывать звонки. Записи всех разговоров (по закону о связи) фиксируются и хранятся на протяжении 6 месяцев у сотовых операторов. Если коллектор будет вести себя некорректно, с помощью этой записи можно будет доказать необоснованность его действий.
- Общаться лично на нейтральной территории, в людном месте. Далеко не все взыскатели применяют физическое воздействие к клиентам – это единичные случаи, которые, к сожалению, все еще имеют место быть. Чтобы обезопасить себя, следует общаться с коллекторами только в общественных местах, где много потенциальных свидетелей.
- Активно пользоваться услугами представителя. Опытный адвокат сумеет грамотно выстроить диалог с представителями коллекторских агентств. После того, как заемщик заключит договор с адвокатом, представляющим его интересы по кредитным договорам, коллекторы не смогут по-прежнему пытаться «выбить» долги из самого плательщика. Теперь они должны будут общаться только с его законным представителем.
- Сообщать о любых нарушениях коллекторов с компетентные органы. Можно направить жалобу в Центробанк, ФССП, прокуратуру или полицию. Любые заявления должны быть зафиксированы в письменной форме.
Если соблюдать эти простые правила, общение с коллекторами станет намного проще и продуктивнее, а главное – спокойнее.
Вывод
При наличии просроченного долга общения с коллекторами избежать не получится. Но если знать, как правильно с ними взаимодействовать, можно построить грамотный и взаимовыгодный диалог. Не все взыскатели стремятся нарушить права плательщиков: многие из них по долгу службы иногда вынуждены слегка «надавить» на собеседника или повысить тон. Если вести себя корректно и знать о своих правах, можно легко поставить коллекторов на место, вернув себе спокойствие и уверенность.