Школьные годы – непростое время в жизни семьи. В начальных классах малыши учатся общаться друг с другом и постигают основы знаний. Чем взрослее они становятся, тем больше времени тратят на обучение. Кому-то науки даются легко, а у некоторых ребят начинаются трудности.
К сложностям в учёбе добавляются психологические проблемы и переживания. Стеснительность, физические особенности, отсутствие друзей – всё это может привести к формированию комплексов. Родителям школьников важно быть внимательными к своим детям. Ведь они нуждаются в поддержке близких людей, а замечания и критика только снижает их самооценку.
Почему школьнику нужна помощь
Нежелание учиться или плохая успеваемость часто связаны с внутренними переживаниями. У детей нет жизненного опыта, поэтому любая проблема вызывает тревогу. Чем раньше взрослые обратят внимание на трудности школьника, тем больше будет возможностей решить их, а значит удастся избежать негативных последствий.
Способность противостоять неприятностям основывается на внутренней уверенности. Когда нерешённых задач накапливаются слишком много, девочки и мальчики начинают считать себя неудачниками. Появляется ощущение беспомощности. Кажется, что все усилия напрасны и бесполезны. В такой ситуации задача взрослых объяснить детям, что нет нерешаемых проблем.
Советы родителям
Родители – полноправные участники образовательного процесса. У них есть возможность высказывать своё мнение, принимать участие в обсуждении школьной жизни. Часто они сами волнуются и переживают не меньше учеников. Взаимодействовать с педагогами бывает нелегко – приходится соблюдать баланс между их требованиями, а также интересами своего ребёнка. Учителя и психологи делятся советами, как наладить контакт со школой и научить детей преодолевать трудности.
- Не нагружайте ребёнка дополнительными занятиями. Особенно тщательно контролируйте нагрузку первоклассников. Им требуется время, чтобы привыкнуть к урокам. Поэтому посещение кружков и секций лучше отложить до окончания периода адаптации.
- Помогите детям составить распорядок дня. У них должно хватать времени на полноценный отдых и общение со сверстниками. Соблюдение режима убережёт от переутомления.
- Ранний подъём для многих становится настоящей проблемой. Чтобы утром не пришлось торопиться, заводите будильник на полчаса раньше. Старайтесь сохранять хорошее настроение, начинайте день с улыбки, а не укоров или упрёков.
- Следите, чтобы ребёнок не уходил из дома голодный. Ведь до завтрака в школе ему предстоит несколько часов учёбы.
- Настраивайте детей на продуктивную работу. Для прощания утром выбирайте ободряющие слова. Пожелание хорошего дня принесёт гораздо больше пользы, чем предупреждения или угрозы.
- Если после школы ребёнок грустный и молчаливый, дайте ему побыть наедине с собой. Когда он немного отдохнёт, то сам захочет поделиться переживаниями. Выслушайте его внимательно, поддержите, помогите разобраться в сложных вопросах.
- Для выполнения домашнего задания требуется внимание. Поэтому время сразу после школы лучше посвятить отдыху. Детям 6-7 лет иногда требуется дневной сон для восстановления сил. Лучше всего посвятить приготовлению уроков время с 15 до 17 часов.
- Детям часто требуется помощь взрослых при выполнении домашнего задания. Приготовьтесь по нескольку раз объяснять непонятый материал. Старайтесь не раздражаться, сохраняйте самообладание, иначе от такой совместной работы будет больше вреда, чем пользы.
- Проследите, чтобы ребёнок делал паузы во время приготовления уроков. От долгого выполнения одной и той же работы рассеивается внимание и устаёт тело. Чтобы взбодриться, достаточно отвлекаться на 10-15 минут каждые полчаса. Перерыв нужно тратить на физическую разминку, а не на общение в соцсетях.
- Ограничьте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Подобное времяпрепровождение – не отдых, а дополнительная нагрузка. Чрезмерное увлечение гаджетами приводит к ухудшению зрения.
- Не ругайте детей за плохие оценки. Выясните, что именно вызывает трудности в освоении предметов, предложите свою помощь. При необходимости пообщайтесь с учителем. Своевременно принятые меры исправят ситуацию.
- Хвалите ребёнка как можно чаще. Фиксируйте его внимание на успехах и достижениях. Поддерживайте в трудных ситуациях, поощряйте инициативу. В общении друг с другом дети учатся понимать себя и окружающих людей. В этот период им важна поддержка, чтобы обрести уверенность.
- Не критикуйте сына или дочку при одноклассниках. Сравнений с друзьями, а также другими учениками тоже лучше избегать.
- Вопросы учёбы обсуждайте один на один с педагогом, не спешите с наказанием после замечаний учителя. Школьник уже достаточно взрослый, чтобы задумываться над своими поступками. Задача родителей объяснить суть проблемы и способы её решения.
- Находите в течение дня время для общения в кругу семьи. Отложите домашние хлопоты, чтобы посвятить час играм или разговорам по душам.
- Помогите ребёнку стать сильным, чтобы неприятности в школе не становились для него трагедией. Объясните ему, что в жизни происходят разные события, а всё плохое рано или поздно заканчивается.
- Относитесь внимательно к детским жалобам. Из-за утомления и стресса страдает иммунитет. От этого ребята болеют чаще, чем обычно. Нередко плохое самочувствие сигнализирует о переутомлении. Восстановить силы поможет временное снижение нагрузки.
- Следите, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Перед сном побеседуйте о чём-нибудь приятном, выслушайте и успокойте. Не говорите, что большие дети ничего не боятся и засыпают сами. Младшие школьники всё ещё нуждаются в дополнительном внимании. Нередко они просят рассказать сказку или напеть любимую колыбельную.
Не выдвигайте детям условий, давайте им возможность быть собой и при любых обстоятельствах будьте на их стороне.
Что делает детей успешными
Только безоговорочная любовь и поддержка делают детей по-настоящему счастливыми. Искренняя помощь со стороны взрослых формирует оптимистичный взгляд на мир и уверенность в собственных силах. Перекладывание ответственности по воспитанию ребёнка на учителей и постоянное недовольство школой создают для ребят дополнительные барьеры на пути реализации их возможностей. Во многом именно от родителей зависит, какими будут школьные годы их детей.