Как заинтересовать ребенка (подростка) учебой?


Плохая успеваемость в школе у ребёнка, — это та самая распространенная проблема, с которой неизбежно сталкивается почти каждый родитель. Однако, в том случае, когда чадо приносит домой плохие отметки вследствие систематических прогулов, легкомысленного отношения к урокам и отсутствия должного усердия, внимания на занятиях, многие родители допускают ряд критических ошибок в стремлении исправить ситуацию в лучшую сторону и направить своё дитя на путь исправления.

Происходит это, как правило, из-за отсутствия должных навыков, опыта и знаний, из-за чего воспитательные мероприятия превращаются в пытку как для ребёнка, так и для родителей, что может иметь заведомо плохие последствия в обозримом будущем.

Девочка не хочет учиться

Детальный разбор проблемы

Несмотря на то, что действия родителей продиктованы благими намерениями, нередко взрослые прибегают к не самому оптимальному решению, руководствуясь давлением на ребёнка, что приводит к принудительному лишению некоторых благ.

Подобные воспитательные меры, напротив, усугубляют незавидное положение подростка и провоцируют ребёнка на дальнейший протест, перерастающий в правомерный бунт. Чтобы этого избежать, необходимо выяснить причины возникновения плохих отметок, причем желательно это сделать в непринужденной, мягкой форме, без какого-либо давления, или осуждения.

В перечень самых типичных проблем плохой успеваемости выделяют следующее:

  • Отсутствие мотивации к учёбе.
  • Стрессовая обстановка.
  • Протест против давления со стороны школьных преподавателей, или родителей.
  • Неудовлетворительная, заниженная самооценка.
  • Излишняя опека и стремление оказать помощь, что подавляет самостоятельность и способность к активной мозговой деятельности.
  • Отсутствие отдыха.
  • Нестабильные отношения в семье.
  • Наличие комплексов.
  • Проблемная компания среди друзей.
  • Наличие пагубных привычек, или зависимостей.
  • Избыточная энергия.

Подросток смотрит в окно

Практические рекомендации

Когда причины плохой успеваемости были выяснены, самое время оказать ребёнку ненавязчивую помощь для того, чтобы у него появилось стремление выправить ситуацию в лучшую сторону. Сделать это можно с помощью следующих рекомендаций:

  • Больше заслуженной похвалы за локальные успехи. Поощрение, — это та самая мера, способная зародить в душе ребёнка гордость за проделанную работу над собой в процессе решения определенных задач. Даже если у чада получается не слишком хорошо, похвала всё равно необходима для того, чтобы подчеркнуть, что подросток идёт на верном пути и в следующий раз обязательно всё получится.
  • Меньше ругани, осуждения, агрессии и злобы за локальные неудачи. На ошибках учится каждый человек, избежать которых полностью не получится при всём желании. В том случае, если родители активно ругают ребёнка за какую-либо неудачу, они тем самым напрочь убивают естественное желание к самоанализу и внутреннему поиску проблемы. В конце-концов дети только познают жизнь, где ошибки вполне простительны.
  • Отсутствие материального поощрения. Золотое правило любого благого начинания, — не переусердствовать: дарить стимул и взращивать мотивацию, дело, конечно, хорошее, но делать это необходимо умеренно, по делу, так, чтобы ребёнок чувствовал, что заслужил это своим трудом. В том случае, если поощрять ребёнка материально, например, через денежные выплаты, или подарки за успешную учёбу, — подобная практика вскоре даст негативные плоды вследствие непреднамеренной избалованности отпрыска.
  • Демонстрация важности учебного процесса. Зачастую ребёнок относится к своим школьным обязанностям легкомысленно, потому что не понимает до конца в должной мере, насколько важно иметь хорошее образование несмотря на то, что это, как правило, скучно и неинтересно. Здесь необходимо объяснить в мягкой форме, какие перспективы будут у школьника с хорошей успеваемостью.
  • Минимизация дополнительной нагрузки. Любому человеку после продуктивной работы нужен отдых. Школьники в этом плане не исключение. С нынешней системой образования повышенной сложности ребята возвращаются домой буквально из последних сил, а учитывая ещё кружки, продлёнки и школьные мероприятия необязательного характера, — усталость после школьного дня возрастёт в несколько раз. Здесь крайне важно дать своему ребёнку время на восстановление и не нагружать его сверх меры домашними делами, так как чаду еще необходимо до вечера сделать домашнее задание.
  • Личный пример. Любому специалисту очевидно, что дети неосознанно стремятся подражать родителям. Это отличная возможность показать своему ребёнку важность его работы через личный пример, — вместо того, чтобы отдыхать за телевизором, компьютером, планшетом и так далее лучше всего заниматься саморазвитием. Такое отношение к делу непременно даст стимул отпрыску заниматься тем же самым.
  • Моральная поддержка. В том случае, когда ребёнку предстоит сложная самостоятельная, или контрольная работа, — волнение и мандраж неизбежны. В такие моменты чадо очень нуждается в моральной поддержке от своих близких даже если не демонстрирует этого напрямую. Однако, если ребёнок всё равно не справился с заданием и завалил тест, — ругани надо избежать, так как с высокой вероятностью дитя приложило немалые усилия для достижения цели, но что-то всё равно помешало. Здесь тоже необходима моральная поддержка от родителей.
  • Выделение личных положительных качеств. Если у ребёнка низкая самооценка и критическое мышление касательно своих умственных способностей, — лучшим решением будет подчеркнуть хорошие черты характера, даже если они не касаются напрямую успехов на школьном поприще. Подобная практика в обозримом будущем должна выправить самооценку на адекватный уровень, что, в свою очередь даст базис для уверенности в себе и своих успехах.
  • Учитывать мнение своего ребёнка — негласный закон каждого родителя. В число самых распространенных ошибок со стороны родителей входит навязывание чаду своего мнения, дескать, так будет лучше. Тем самым родители подавляют мнение отпрыска и не дают ему возможности реализоваться в тех отраслях, которые ребёнку по-настоящему интересны. Например, ребёнок проявляет стойкий интерес к информатике, интересуется программированием, планируя реализовать себя в качестве разработчика программного обеспечения. Инициатива родителей отдать чадо в музыкальную, или художественную школу в данном случае не только пагубна, но и неприемлема. Обратный пример, — если отпрыск проявляет интерес, скажем, к литературе, — настаивать на том, чтобы ребёнок выбрал направление во время дальнейшей учёбы с упором на алгебру, физику, химию и так далее не следует.

Мама разговаривает с сыном-подростком

Заключение

Снижение уровня успеваемости на отдельных этапах учебного процесса вещь вполне обыденная и распространенная, которую не следует воспринимать слишком драматично, или серьёзно. Такое случается с каждым школьником подросткового возраста.

В случае, когда вашего ребёнка постигла та же самая участь, главная цель каждого родителя, — разобраться в причинах и не действовать слишком агрессивно, чтобы не выставить себя перед глазами отпрыска в качестве диктатора, или узурпатора. Вместо этого необходимо подойти к процессу решения проблемы максимально мягким и ненавязчивым образом, так, чтобы чадо увидело в вас друга и помощника.


Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *