Детский садик – это не просто место, где могут присмотреть за детьми, пока родители на работе, он способствует гармоничному физическому и психологическому развитию ребёнка.
Садик представляет собой дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), и его основная функция – образовательная. Воспитатели в игровой форме ребёнку объясняют основные явления окружающего мира, развивают навыки самообслуживания, готовят к школе, учат общаться со сверстниками и выполнять совместные действия. Программа и режим дня разрабатываются специалистами с учётом возрастных особенностей детей, времени года и климата конкретного региона. Она включает в себя санитарно-гигиенические процедуры, приёмы пищи, сон, периоды бодрствования, игры, физические упражнения и самостоятельные занятия.
Но прежде чем дошкольник начнёт получать полезные знания и умения, ему нужно приспособиться к новому образу жизни.
У ребёнка в этот период могут наблюдаться нарушения сна, аппетита, плохое настроение, апатия, агрессия, забывание ранее освоенных навыков и т.п. Чтобы адаптационный этап прошёл легче, стоит прислушаться к советам специалистов.
Советы по адаптации ребенка к детскому саду
- Обычный возраст, с которого малыши начинают посещать детсад, это 3 года. Желательно к этому возрасту научить ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться. Для этого можно приобрести специальные игрушки со шнуровкой и различными застёжками, а также показывать крохе картинки с последовательными этапами одевания и раздевания.
- Кроме того, ребёнка следует заранее познакомить со столовыми приборами, научить пользоваться ложкой и вилкой, пить из чашки. Для этого лучше отказаться от поильников, бутылочек и непроливаек.
- С 1,5 лет малыша надо начинать приучать к горшку, чтобы к началу посещения садика он умел обходиться без подгузников, проситься и ходить на горшок. Это существенно облегчит адаптацию.
- Чтобы у ребёнка не вызывало стресс новое меню, желательно ещё дома познакомить малыша с основными детсадовскими блюдами.
- В кругу семьи малютка привыкает общаться с мамой, папой и другими взрослыми на своём «малышковом» языке, ведь близкие понимают его лепет и жесты. А вот новые незнакомые люди могут не сразу догадаться, чего хочет малыш, поэтому нужно постараться заранее научить его общаться с взрослыми.
- Важно уделять внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка, ходить в гости к родственникам и друзьям с детьми, гулять на детской площадке.
- Также имеет большое значение правильный психологический настрой малыша. Для его создания нужно больше разговаривать с крохой о садике, объяснять, что это такое и зачем он нужен. В процессе общения с малышом нужно подчёркивать, что он стал уже совсем большим и, как мама и папа, может «работать» – посещать садик и играть с другими детьми. Не стоит перехваливать дошкольное учреждение или пугать ребёнка царящей там строгостью.
- На этапе подготовки можно дома знакомить чадо с распорядком дня, который будет в саду. Пусть он не запомнит всё в точности, но это поможет избавиться от страхов и неуверенности.
- Также надо ребёнку рассказать, к кому обращаться при желании сходить в туалет или попить, но следует объяснить, что в группе будет много детей, и воспитатель не сможет мгновенно реагировать на просьбы всех.
- Есть специальные адаптационные сказки, которые можно почитать малышу. Также на помощь родителям придут стихи, мультфильмы и презентации о детском садике.
- Ещё дома можно поиграть с малышом в детский садик, взяв любимые игрушки на роли воспитателя и детей.
- Хорошо влияет на малышей и личный пример родителей. Мама и папа могут найти свои старые детсадовские фотографии и рассказать забавные случаи из своего детства.
- Некоторые дети эмоционально и психологически очень зависимы от мамы. Чтобы облегчить момент расставания с мамой, нужно заранее малыша подготовить. Стараться чаще оставлять его с другими родственниками, но обязательно предупредив, что мама ненадолго отлучится (например, в магазин), чтобы ребёнок не испугался. Родителям полезно знакомить малыша со своими взрослыми друзьями, чтобы он привыкал к коммуникации с людьми.
- Ещё один важный момент – это укрепление детского иммунитета. Если ребёнок будет меньше болеть и чаще посещать садик, то и привыкание произойдёт быстрее.
- Желательно начинать приучение ребёнка к садику, пока мама ещё не вышла на работу. Это позволит оставлять кроху поначалу ненадолго или забирать раньше при необходимости.
- В некоторых ДОУ предусмотрены специальные подготовительные группы, посещение которых позволяет ребёнку постепенно привыкнуть к садику, воспитателям и другим детям. Это помогает сделать адаптационный период менее болезненным.
- Родителям важно понимать, что, если начав ходить в сад, их чадо стало вести себя плохо (капризничать и т.п.), это нормальная реакция. Этот период надо просто пережить и не ругать чересчур малыша, ему и так тяжело.
- Не стоит эмоционально перегружать ребёнка, на первое время лучше исключить развлекательные поездки и обеспечить спокойную атмосферу дома.
- Дошкольника, уже начавшего посещать садик, нужно всячески поддерживать, искренне интересоваться, как прошёл день, радоваться его успехам, помогать справляться с возникающими трудностями.
- Педагогов и медработников ДОУ следует предупредить, если у ребёнка имеются особенности (физиологические или психоэмоциональные).
Посещение садика – это важный этап жизни маленького человека, т.к. в домашних условиях у родителей не всегда есть возможность правильно организовать режим дня дошкольника и уделить достаточное внимание его всестороннему развитию.
Постепенно подготавливая эмоционально малыша к детскому саду и прививая ему необходимые умения, можно сделать адаптационный процесс более лёгким и безболезненным для крохи и родителей.